Несмотря на то, что основной вид транспорта в Турции – это автомобили и автобусы, турецкие железные дороги играют заметную роль в пассажирских и грузовых перевозках внутри страны.
История турецких железных дорог
История железных дорог в Турции тесно связана с историей Османской империи и последующим становлением Турецкой Республики. Первые железнодорожные линии появились на территории Османской империи в середине XIX века, в 1856 году, когда была открыта линия Измир-Айдын, построенная британской компанией. Это событие положило начало развитию железнодорожной сети в регионе.
В последующие десятилетия железнодорожная сеть Османской империи активно расширялась. Строительство новых линий финансировалось и осуществлялось преимущественно иностранными компаниями, в основном британскими и немецкими. К началу Первой мировой войны железнодорожная сеть Османской империи достигла значительной протяженности, связывая крупные города и экономические центры империи.
Однако Первая мировая война нанесла серьезный ущерб железнодорожной инфраструктуре Османской империи. Многие линии были разрушены, а после распада империи и образования Турецкой Республики в 1923 году значительная часть железнодорожной сети оказалась за пределами новых границ государства.
К концу 1920-х годов железнодорожные линии связывали между собой Стамбул, Измит, Анкару, Афьон, Адапазары, Конью и другие города
Турецкая Республика унаследовала разрозненную и поврежденную железнодорожную сеть. В первые годы своего существования молодое государство сосредоточило свои усилия на восстановлении и развитии железнодорожного транспорта. Была создана государственная железнодорожная компания, которая взяла на себя управление и развитие железнодорожной инфраструктуры.
В середине XX века начался новый этап развития турецких железных дорог. Были построены новые линии, модернизированы существующие, а также началась электрификация отдельных участков. Железнодорожный транспорт играл важную роль в индустриализации страны и развитии экономики.
Железные дороги в Турции сегодня
В настоящее время все железные дороги общего пользования в Турции являются государственными и находятся под управлением компании «Государственные железные дороги Турецкой Республики» (Türkiye Cumhuriyeti Devlet Demiryolları).
Общая протяженность железных дорог в стране составляет около 12 500 км. По этому показателю турецкие железные дороги занимают 22-е место в мире.
Крупнейшим железнодорожным хабом Турции является Стамбул. Из этого города на поезде можно уехать почти в любой регион страны, за редким исключением. Например, до сих железной дороги нет в таких популярных турецких курортах, как Анталья и Аланья.
Ежегодно железнодорожный транспорт Турции перевозит около 150 миллионов человек.
Пассажирские поезда в Турции достаточно комфортные.
Путешествие на поезде дает возможность побывать в нетуристических уголках страны и увидеть настоящую, аутентичную Турцию. Особенно атмосферным в этом плане является участок железной дороги между Аданой и Коньей, проходящий через горный хребет Тавр
Одним из приоритетных направлений развития железнодорожного транспорта в Турции является строительство высокоскоростных железных дорог. Уже действуют несколько высокоскоростных линий, соединяющих крупные города, такие как Анкара, Стамбул и Измир. Строятся новые линии, которые позволят сократить время в пути между городами и повысить привлекательность железнодорожного транспорта для пассажиров.
Помимо пассажирских перевозок, железнодорожный транспорт в Турции играет важную роль в грузовых перевозках. Железные дороги используются для перевозки различных грузов, включая уголь, железную руду, строительные материалы и другие товары.